За пределами солнечной системы открыт новый вид планет.

В результате исследования, спонсируемого NASA, человечество продвинулось на шаг вперед перед ответом на вечный вопрос «Одни ли мы во вселенной?»

Астрономы объявили об открытии за пределами солнечной системы нового класса планет. По размерам эти планеты близки к Нептуну и в 10-20 раз массивнее Земли. Они намного меньше прежде обнаруженных вне солнечной системы планет — газовых гигантов. Возможно, что эти планеты даже имеют твердую поверхность, как Земля или Марс. Ученые в восторге об открытиях, которые могут последовать за этим.

«Это открытие показало, что где-то там существуют не только газовые гиганты подобные Юпитеру,» сказал доктор Джеофри Мерси (Dr.Geoffrey Marcy), один из открывателей планет. Его партнер, доктор Пол Батлер (Dr.Paul Butler), добавил «Мы начинаем видеть планеты все меньших и меньших размеров. Следующими будут планеты близкие по размерам к Земле»

Интересно то, что одна из новооткрытых планет находится рядом с еще тремя, тем самым, формируя первую известную систему из четырех планет.

Открытие заключается в обнаружении двух новых планет. Оно было сделано всемирно известной командой «охотников за планетами,» состоящей из Батлера (Butler) и Мерси (Marcy) из соответственно Вашингтонского Университета Карнеги (Carnegie Institute of Washington) и Калифорнийского Университета, Беркли (University of California, Berkeley); и Барбарой МакАртур (Barbara McArthur) из Техасского Университета, Остин (Universityof Texas, Austin). Оба открытия в равной мере были рассмотрены и утверждены для публикации в Астрофизическом Журнале (Astrophysical Journal). Проект спонсировали NASA и National Science Foundation.

Т.к. эти новооткрытые планеты меньше Юпитера, есть вероятность того, что они состоят из твердых пород, или твердых пород и льда, а не из газа. Ученые полагают, что эти планеты, как и Земля, могут иметь постепенно сформировавшуюся твердую поверхность. «Подобные планеты могут не обладать достаточной массой для удержания газов, но на данном этапе нам этого не известно», — сказал Батлер (Butler).

сравнение недавно открытых вне солнечной системы планет с Землей
Сравнение недавно открытых вне солнечной системы планет с Землей и Юпитером. Масса новых планет в 20 раз больше массы Земли, а в диаметре они больше всего в два раза — это намного меньше, по сравнению с большинством открытых за пределами солнечной системы газовых гигантов.
Иллюстрация: NASA/JPL

«NASA вместе с нашим партнером NSF, очень гордятся этим значительным планетарным открытием», — сказал Аль Диаз (Al Diaz, Associate Administrator of NASA’s Science Mission Directorate). «В результате проделанной участвовавшими в проекте учеными невероятной работы, мы получили яркий пример ценности исследований космоса».

В будущих миссиях NASA по обнаружению планет с помощью космического телескопа Кеплер (Kepler): Space Interferometry Mission и Terrestrial Planet Finder, будет осуществляться поиск планет, похожих на Землю. Всего на сегодня известно уже около 140 различных планет вне солнечной системы.

Обе из обнаруженных планеты находятся в непосредственной близости к своим звездам и делают полный оборот вокруг них за считанные дни. Первая планета, обнаруженная Мерси и Батлером, вращается вокруг небольшой звезды Gliese 436 с периодичностью два с половиной дня, находясь от нее на сравнительно небольшом расстоянии — 4.1 миллиона км. (2.6 миллиона миль). Это вторая обнаруженная планета возле M карлика, мало-массивной звезды размером около 4/10 нашего солнца. Gliese 436 находится на краю нашей галактики в 30 световых годах от созвездия Льва (Leo).

Вторая планета, обнаруженная МакАртур, находится на орбите 55 Cancri, ее период вращения составляет около трех дней, и она также находится на незначительном расстоянии от своей звезды — приблизительно 5.6 миллиона км. (3.5 миллиона миль). В данной системе присутствуют еще три больших планеты, с периодами обращения 15, 44 и 4 520 дней соответственно. Они были обнаружены Мерси и Батлером еще в 2002г. В данной системе обитает подобный Юпитеру газовый гигант, он уникален тем, что находится от своей звезды на таком же расстоянии, как и Юпитер от Солнца. Возраст 55 Cancri около 5 миллиардов лет, она немного ярче, чем наше солнце и расположена на расстоянии 41 световой год от созвездия Рака (Cancer). «55 Cancri это лаборатория номер один для изучения процессов образования и развития планетарных систем», — говорит МакАртур.

Оба открытия были сделаны с использованием метода «radial velocity», это когда гравитационный след планеты обнаруживается по колебаниям которые она вызывает у своей родной звезды. Батлер, Мерси и их коллеги, включая доктора Дебора Фишер (Dr.Deborah Fischer) из Государственного Университета Сан-Франциско (San Francisco State University) и доктора Стивена Вогт (Dr.Steven Vogt) из Калифорнийского Университета, Санта Круз (University of California, Santa Cruz), обнаружили свой «Нептун» после тщательного наблюдения около 950 близлежщих звезд из Гавайской Астрономической Обсерватории (W.M. Keck Observatory in Mauna Kea, Hawaii). Им удалось обнаружить такую относительно небольшую планету благодаря ее малой звезде, более чувствительной к гравитационному воздействию, чем большие звезды.

МакАртур со своими коллегами докторами Майклом Эндл (Michael Endl), Вильямом Кочран (William Cochran) и Фритзом Бенедикт (Fritz Benedict) из Техасского Университета (University of Texas) обнаружили свой «Нептун» после осуществления около 100 наблюдений за 55 Cancri через телескоп Hobby-Eberly в обсерватории МакДональд на Западном Техасе (McDonald Observatory in West Texas). Сопоставляя новые данные с ранее полученными Мерси, Фишером и Батлером из Калифорнийской Обсерватории Лик (Lick Observatory in California), а также архивными данными NASA, полученными космическим телескопом Хаббл, команде исследователей удалось смоделировать орбиту самой удаленной в системе 55 Cancri планеты. Это, в свою очередь, позволило им четко увидеть орбиты остальных трех планет, одна из которых оказалась их «Нептуном».

MIII|Источник: NASA (статья от 31.08.2004)