Перемещение группы галактик недалеко от созвездия Fornax указывает на присутствие темной материи.

The Fornax Galaxy Cluster is one of the closest of such groupings beyond our Local Group of galaxies. This new VLT Survey Telescope image shows the central part of the cluster in great detail. At the lower-right is the elegant barred-spiral galaxy NGC 1365 and to the left the big elliptical NGC 1399.

На снимках галактического скопления Fornax, осуществленных обсерваторией Чандра, обнаружено огромное облако газа с температурами в десятки миллионов градусов. Облако, охватывающее центрентральную часть созвездия имеет вытянутую кометообразную форму, протяженностью порядка полумиллиона световых лет. Форма разогретого облака указывает на то, что оно движется сквозь другое, более объемное, но менее плотное газовое облако, препятствующее его продвижению.

Перемещение созвездия Fornax и группы галактик.

При наблюдении за созвездием Fornax недалеко от него была обнаружена большая группа галактик, движущаяся по траектории столкновения с его ядром. Перемещение группы галактик и ядра созвездия указывают на то, что они расположены вдоль огромной невидимой нитеподобной структуры, преимущественно состоящей из темной материи, в свою очередь стремящейся к невидимому центру гравитации. Предполагается что большинство галактик, газа и темной материи сконцентрированы в таких структурах, а созвездия находятся на пересечении подобных структур.

При попадании отдельной галактики в центр созвездия, ее газ будет выброшен прочь за счет гидравлического давления горячего газа в кластере. Данный эффект можно наблюдать на снимках сделанных обсерваторией Чандра. У горячего газа из яркой эллиптической галактики NGC 1404 (левее и ниже от центра созвездия) видно четкую границу спереди и размытый хвост, что говорит о том, что газ покидает галактику по мере ее приближения к центру созвездия.

На протяжении сотен миллионов лет, NGC 1404 (cм. снимок созвездия Fornax) несколько раз пройдет сквозь центральную область Fornax, основная часть находящегося в ней газа покинет галактику, что приведет к прекращению формирования в ней новых звезд. В отличии от NGC 1404, яркая галактика NGC 1387 на правой границе созвездия не подвергнута подобному процессу. В ней будут продолжать рождаться новые звезды.

МIII|Источник: Chandra X-ray Observatory.(официальное сообщение от 08.09.2004)